Размер шрифта:
Цвет сайта:

Административная ответственность в рамках осуществления прокурорского надзора

05 декабря 2013

Генеральная прокуратура Российской Федерации последовательно отстаивает позицию о значительной роли прокуроров вне уголовно-правовой сферы. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов путем проведения проверок и принятия по их результатам мер прокурорского реагирования, не связанных с уголовным преследованием, позволяет выявить и пресечь нарушения законов и охраняемых прав участников экономической деятельности. При этом органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Говоря о мерах прокурорского реагирования, принимаемых прокурором в случае установления нарушений требований действующего законодательства, хотелось бы выделить право прокурора на возбуждение дел об административных правонарушениях.

Так, в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор так же наделен правом возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Необходимо отметить, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Обоснованность и эффективность применения такой меры реагирования как возбуждение дела об административном правонарушении обусловлено состоянием законности на территории района.

Так, как следует из анализа работы прокуратуры Бирилюсского района за прошедший год, к административной ответственности по делам, возбужденным прокурором Бирилюсского района было привлечено 61 лицо, за истекший период 2013 года – 22 должностных лица. При этом сфера нарушений законодательства, по которым прокурором выносились постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, разнообразна. Это и нарушение требований трудового законодательства в части проведения всех необходимых мероприятий по охране труда, начисления и выплаты заработной платы; нарушения требований противопожарного законодательства, законодательства о лицензировании образовательной деятельности, защиты лесов, об обращении граждан, законодательства в сфере оказания услуг жилищно-коммунального комплекса. По делу об административном правонарушении, возбужденным прокурором района привлечены к административной ответственности должностное и юридическое лицо за нарушение требований законодательства обеспечивающих безопасность дорожного движения части ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Отдельно можно выделить дела об административных правонарушениях непосредственно связанной с осуществлением прокурором надзорной деятельности. Это статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом в 2012 году к административной ответственности привлечено 12 должностных лиц; в 1 квартале 2013 года – 3 должностных лица. В связи с чем, хотелось бы вновь напомнить об обязательности выполнения требований прокурора, установленных законом.

Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных указанным законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно статьи 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Неисполнение перечисленных выше требований прокурора, а также не принятие мер по актам прокурорского реагирования, которые в соответствии с требованиям Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» подлежат обязательному рассмотрению, и влечет за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Так же следует отметить, что с 19 апреля 2013 года вступили в силу изменения в статью 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которых санкция указанной статьи расширена, введена ответственность юридических лиц. И теперь за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом юридическое лицо может быть подвергнуто наказанию в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помощник прокурора Бирилюсского района Лина Гюнтер