При осуществлении своих полномочий часто ловишь себя на том, что к освещению тех или иных вопросов, положений закона приходится возвращаться неоднократно. Обусловлено это, наверно, особенностью нашей памяти «откидывать» все, что нам кажется не нужным, излишним и некогда не затронет лично ваших интересов. Но иногда жизнь разворачивает нас так, что как раз то, что мы «не хотели помнить» оказывается надо знать всегда.
Вот и сейчас мне вновь хочется напомнить положения законодательства о том, какие ограничения предусмотрены законом по допуску лиц к трудовой деятельности в образовательных и иных учреждениях для несовершеннолетних.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.
Предусмотрено данной нормой закона и исключение для таких лиц. В соответствии с частью 3 статьи 351.1 ТК РФ лица из числа указанных выше, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.
В соответствие с п.п. «е» пункта 2.2. Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края, утвержденного Постановление Правительства Красноярского края от 14.08.2009 N 428-п, такие решения принимает краевая Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно положений статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Таким образом, если ты намерен трудоустроится в школу, в клуб, в спортивную школу, где будешь осуществлять, хоть и не педагогическую, но иную трудовую деятельность, будешь сталкиваться с несовершеннолетними, ты обязан предоставить своему руководителю справку о судимости. Наличие судимости, факта привлечения к уголовной ответственности не всегда является безусловным основанием к запрету осуществлять деятельность в учреждении для несовершеннолетних. Окончательное решение об этом принимает краевая Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, куда необходимо обратиться в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 N 796 порядке.
Почему вдруг прокурор вернулся к этому вопросу, ведь кажется об этом сказано, написано, прочитано столько, что необходимости очередной раз освещать эту тему нет? - Оказывается необходимость есть.
Так, проведенной прокуратурой района в апреле 2017 года проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона, несмотря на то, что гр-н В., принимался в образовательное учреждение ежегодно на отопительный сезон с 15 сентября по 15 мая, начиная с сентября 2012 года, справку о судимостях либо отсутствии таковых В. при трудоустройстве каждый раз не предъявлял. Работодатель таких справок не требовал. В МКОУ «Проточинская СОШ» имеется лишь единственная справка об отсутствии судимости либо факта привлечения В. к уголовной ответственности, датированная 24 декабря 2012 года. Иные справки, сведения о привлечении В. к уголовной ответственности у работодателя отсутствуют. Однако, В. в 2016 году привлекался к уголовной ответственности по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ за причинение легкого вреда здоровью гр-ну К. Постановлением дознавателя ОД МО МВД России «Большеулуйское» от 13.06.2016 данное уголовное дело в отношении В. прекращено на основании ст. 25 УПК РФ, в связи с примирением сторон, то есть по нереабилитирующим основаниям. Однако, В. сам работодателю о данном факте не сообщил, работодатель – директор МКОУ «Проточинская СОШ» сведений о судимости, привлечении к уголовной ответственности у В., в правоохранительных органах с его согласия не затребовал. В. продолжал работать в МКОУ «Проточинская СОШ» несмотря на данный факт и отсутствие соответствующего решения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края о допуске/недопуске к трудовой деятельности в образовательном учреждении. Не знать о факте привлечении В. к уголовной ответственности за причинение телесных повреждений К. директор МКОУ «Проточинская СОШ» не могла в связи с тем, что органами дознания при сборе характеризующего материала на гр-на В. запрашивалась характеристика с места работы.
Несвоевременное принятие всего комплекса мер, направленного на защиту несовершеннолетних от любых посягательств, допуск к работе лиц, которые в силу действующего законодательства без соответствующего разрешения уполномоченного на то органа, не имеют на это право, явились одной из причин совершения гр-ном В. 02 апреля 2017 года повторного преступления, которое уже относится к категории особо тяжких и совершено в отношении несовершеннолетней (2001 года рождения), кстати учащейся той же школы, где гр-н В. трудился кочегаром.
Понимаю, что сейчас могут возразить представители образовательного учреждения, Управления образования – что преступление совершено не в стенах школы, не во время образовательного процесса, довольно в позднее время, когда несовершеннолетним без сопровождения взрослых находиться вне дома вообще нельзя. Безусловно, имеются и еще причины, способствующие совершению данного преступления, и их установит следствие. Но то, что до работы в школе было допущено лицо, которое уже привлекалось к уголовной ответственности за совершение преступления против жизни и здоровья граждан, не имеющее соответствующего разрешения трудится в учреждении для несовершеннолетних, является неоспоримым фактом. И это способствовало формированию у данного лица чувства абсолютной безнаказанности, что и привело к совершению повторного преступления. А вообще…, органам образования не возражать надо, а радоваться, что это преступление произошло по счастливой случайности не в стенах школы. В противном случае речь бы шла об ответственности не только лица, непосредственно совершившего преступление, но и руководителей образовательного учреждения.
Помощник прокурора района
младший советник юстиции Л.В. Гюнтер