Противодействие коррупции – обязанность каждого.
Ратификация Российской Федерацией основных международных правовых антикоррупционных инструментов и связанное с этим участие России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), принятие и вступление в силу Федеральных законов "О противодействии коррупции" и "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции создали прочную законодательную базу для организации эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации, отвечающую международным стандартам.
Прокуратурой Бирилюсского района надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции на территории района осуществляется на постойной основе. Это выражается и в систематическом проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, в контроле за соблюдением государственными и муниципальными служащими обязанностей и ограничений, установленных законами, в том числе о предоставлении сведений о доходах и расходах, об их полноте, достоверности.
Несмотря на довольно широкое распространение информации, направленной на профилактику коррупционных направлений, принятие конкретных мер со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления продолжает иметь место нарушение требований указанного законодательства во всех отраслях нашей жизни. И обусловлено это, наверное, и низкой правовой осведомленностью, незнанием требований закона.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
С целью реализации указанной нормы закона разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Указанная статья закона и Методические рекомендации распространяются на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрена ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Исходя из анализа норм закона каждое юридическое лицо: организация, предприятие, учреждение обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Непринятие указанных мер влечет ответственность юридического лица.
В ходе проведенных за истекший период 2016 года прокуратурой района проверок было установлено, что в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в указанных организациях не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, на определены ответственные лица за организацию работы по противодействую коррупции. В связи с чем, проведено информирование руководителей указанных юридических лиц с предоставлением методических рекомендаций. Руководителям учреждений, организаций внесены представления, которые рассмотрены, признаны обоснованными, к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представлений привлечено 1 должностное лицо (всего внесено 3 представления).
В сентябре 2016 года нарушения требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части полноты принимаемых мер по противодействию коррупции были установлены в деятельности КГБУ «Таежинское лесничество», в связи с чем, руководителю предприятия прокурором района было внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным, приняты конкретные меры к устранению нарушений закона (разработаны положение о противодействии коррупции, кодекс этики и т.д.), по результатам рассмотрения представления к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо.
Помощник прокурора района
младший советник юстиции Л.В. Гюнтер