Согласно ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В силу норм части 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Таким образом, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации на органы местного самоуправлений поселений возлагается обязанность установить организации, в которых осужденные к исправительным либо обязательным работам будут отбывать назначенное судом уголовное наказание, а также установить объекты, на которых осужденные могут отбывать данные работы.
При этом в силу норм ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
То есть органы местного самоуправления вправе принимать обязательные для работодателей, расположенных на территории поселения, независимо от их формы собственности, нормативные акты в сфере трудовых отношений.
Однако в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Арефьевского сельсовета не принят нормативно-правовой акт, которым бы определены конкретные места (организации, предприятия, индивидуальные предприниматели) отбывания осужденными назначенного им судом уголовного наказания в виде обязательных и исправительных работ.
В связи с чем в адрес главы сельсовета прокурором района внесено представление с требованием об устранении нарушений закона. Представление рассмотрено и удовлетворено, нарушения устранены.
Зам. прокурора района А.В. Слонов